Диметиловый эфир (ДМЭ) является простейшим эфиром и имеет фор- мулу состава СН3-О-СН3 (или С2Н6О). При нормальных атмосферных условиях ДМЭ находится в газообразном состоянии, но ожижается уже при давлении 0,53 МПа. ДМЭ не токсичен и не загрязняет окружающую сре- ду. В 1987 году был подписан Монреальский протокол, запрещающий про- изводство озоноразрушающих соединений. ДМЭ имеет нулевой потенциал озоноразрушения в атмосфере – ODP. В 1997 году разработан Киотский про- токол, направленный на ограничение парникового эффекта нашей планеты. ДМЭ имеет нулевой потенциал глобального потепления — GWP.
Из-за соединения двух метиловых радикалов CH3 атомом кислорода и его большой доли (около 35%), при сгорании в дизеле практически не обра- зуются сажа. Но из-за содержания кислорода ДМЭ имеет низкую теплоту сгорания.
Диметиловый эфир может быть получен из любого углеводородного сырья (в том числе — из биомассы), но основным сырьем для производства ДМЭ в России является природный газ и его продукт окисления — синтез-газ . Природный газ (метан CH4) реагирует с кислородом и водяным паром с образованием монооксида СО и диоксида СО2 углерода по реакциям:
CH4 + 1,5 О2 -> CO + 2 H2O;
CH4 + H2О -> 3 H2 + СO;
CO + H2О -> CО2 + H2 .
При последующем каталитическом синтезе из СО и СО2 через промежуточное получение метанола CН3OН образуется ДМЭ (CH3OCH3):
3 H2 + СО2 -> CН3OН + 2 H2O;
H2О + СО -> H2 + СO2;
2 CH3OH -> CH3OCH3 + H2O.
Пока промышленное производство ДМЭ осуществляется исключительно на стационарных установках. Однако быстрый прогресс в технологии производства ДМЭ (в частности, снижение давления синтеза с 32 до 9 МПа, переход на низкотемпературный катализатор и т.д.) может привести к появлению компактных реакторов ДМЭ, которые можно будет разместить на борту транспортного средства. Работы в этом направлении проводятся рядом зарубежных фирм, в частности фирмой Volvo .
В последние годы все большее внимание исследователей привлекает использование ДМЭ в качестве экологически чистого топлива для дизелей. Исследованы его физико-химические свойства, процессы подачи, распыливания и сгорания, проведены безмоторные исследования систем подачи ДМЭ в дизель, экспериментальные исследования дизелей на ДМЭ и его смесях с другими топливами — жидкими (дизельное топливо, спирты, масла) и газообразными (природный газ, синтез-газ), оценены экологические качества дизелей, работающих на ДМЭ.
Физико-химические свойства диметилового эфира.
Применительно к разным процессам в ДВС актуальны свойства жидкого или газообразного ДМЭ, условий фазовых превращений, растворимости, химической активности и др.
В табл.1 приведены важнейшие для ДВС свойства ДМЭ, в частности, жидкого, дополненные для сравнения столбцом для традиционного дизельного топлива (ДТ). Некоторые из свойств требуют комментариев и конкретизации.
Таблица 1. Важнейшие физико-химические и моторные свойства ДМЭ и ДТ.
Характеристика топлива | ДМЭ | ДТ |
Молярная масса СnН1,8n | 46 | 190…220 |
Содержание химических элементов массовое, %: — углерод |
52,2 | 86,6 |
-водород | 13 | 13 |
-кислород | 34,8 | 0,4 |
Коэффициент сжимаемости истинный при 20 0С и 0,1 МПа, 1/Па |
157*10-11 | 67*10-11 |
Плотность жидкой фазы при 20 0С, кг/м3 | 668 | 831…845 |
Кинематическая вязкость (жидкость, 20 0С), мм2/с |
3 | 0,23 |
Коэффициент поверхностного натяжения, Н/м | 0,0012 | 0,028 |
Растворимость в воде при 20 0С, кг/м3 | 70 | — |
Давление насыщенных паров при 20 0С, МПа | 0,53 | 0,0008 |
Температура кипения (ожижения) при 0,1 МПа, 20 0С |
-24,8 | 180…371 |
Критическое давление/температура, МПа/К | 5,37/400 | — |
Теплота парообразования при 20 0С, кДж/кг | 410 | 210…250 |
Низшая теплотворная способность, МДж/кг | 28,84 | 42,5 |
Запас энергии на борту автомобиля, МДж/л | 18,9 | 35,9 |
Цетановое число | >55 | 40…55 |
Стехиометрическое соотношение l0, кг/кг | 9,0 | 14,56 |
Температура самовоспламенения, 0С | 235 | 240…310 |
Выброс СО2 при полном сгорании, г/МДж | 67,5 | 74,2 |