Свойства ДМЭ

Диметиловый эфир (ДМЭ) является простейшим эфиром и имеет фор- мулу состава СН3-О-СН3 (или С2Н6О). При нормальных атмосферных условиях ДМЭ находится в газообразном состоянии, но ожижается уже при давлении 0,53 МПа. ДМЭ не токсичен и не загрязняет окружающую сре- ду. В 1987 году был подписан Монреальский протокол, запрещающий про- изводство озоноразрушающих соединений. ДМЭ имеет нулевой потенциал озоноразрушения в атмосфере – ODP. В 1997 году разработан Киотский про- токол, направленный на ограничение парникового эффекта нашей планеты. ДМЭ имеет нулевой потенциал глобального потепления — GWP.

Из-за соединения двух метиловых радикалов CH3 атомом кислорода и его большой доли (около 35%), при сгорании в дизеле практически не обра- зуются сажа. Но из-за содержания кислорода ДМЭ имеет низкую теплоту сгорания.

Диметиловый эфир может быть получен из любого углеводородного сырья (в том числе — из биомассы), но основным сырьем для производства ДМЭ в России является природный газ и его продукт окисления — синтез-газ . Природный газ (метан CH4) реагирует с кислородом и водяным паром с образованием монооксида СО и диоксида СО2 углерода по реакциям:

CH4 + 1,5 О2 -> CO + 2 H2O;
CH4 + H2О -> 3 H2 + СO;
CO + H2О -> CО2 + H2 .

При последующем каталитическом синтезе из СО и СО2 через промежуточное получение метанола CН3OН образуется ДМЭ (CH3OCH3):

3 H2 + СО2 -> CН3OН + 2 H2O;
H2О + СО -> H2 + СO2;
2 CH3OH -> CH3OCH3 + H2O.

Пока промышленное производство ДМЭ осуществляется исключительно на стационарных установках. Однако быстрый прогресс в технологии производства ДМЭ (в частности, снижение давления синтеза с 32 до 9 МПа, переход на низкотемпературный катализатор и т.д.) может привести к появлению компактных реакторов ДМЭ, которые можно будет разместить на борту транспортного средства. Работы в этом направлении проводятся рядом зарубежных фирм, в частности фирмой Volvo .

В последние годы все большее внимание исследователей привлекает использование ДМЭ в качестве экологически чистого топлива для дизелей. Исследованы его физико-химические свойства, процессы подачи, распыливания и сгорания, проведены безмоторные исследования систем подачи ДМЭ в дизель, экспериментальные исследования дизелей на ДМЭ и его смесях с другими топливами — жидкими (дизельное топливо, спирты, масла) и газообразными (природный газ, синтез-газ), оценены экологические качества дизелей, работающих на ДМЭ.

Физико-химические свойства диметилового эфира.

Применительно к разным процессам в ДВС актуальны свойства жидкого или газообразного ДМЭ, условий фазовых превращений, растворимости, химической активности и др.
В табл.1 приведены важнейшие для ДВС свойства ДМЭ, в частности, жидкого, дополненные для сравнения столбцом для традиционного дизельного топлива (ДТ). Некоторые из свойств требуют комментариев и конкретизации.

Таблица 1. Важнейшие физико-химические и моторные свойства ДМЭ и ДТ.

Характеристика топлива ДМЭ ДТ
Молярная масса СnН1,8n 46 190…220
Содержание химических элементов
массовое, %:
— углерод
52,2 86,6
-водород 13 13
-кислород 34,8 0,4
Коэффициент сжимаемости истинный при
20 0С и 0,1 МПа, 1/Па
157*10-11 67*10-11
Плотность жидкой фазы при 20 0С, кг/м3 668 831…845
Кинематическая вязкость (жидкость, 20 0С),
мм2
3 0,23
Коэффициент поверхностного натяжения, Н/м 0,0012 0,028
Растворимость в воде при 20 0С, кг/м3 70
Давление насыщенных паров при 20 0С, МПа 0,53 0,0008
Температура кипения (ожижения)
при 0,1 МПа, 20 0С
-24,8 180…371
Критическое давление/температура, МПа/К 5,37/400
Теплота парообразования при 20 0С, кДж/кг 410 210…250
Низшая теплотворная способность, МДж/кг 28,84 42,5
Запас энергии на борту автомобиля, МДж/л 18,9 35,9
Цетановое число >55 40…55
Стехиометрическое соотношение l0, кг/кг 9,0 14,56
Температура самовоспламенения, 0С 235 240…310
Выброс СО2 при полном сгорании, г/МДж 67,5 74,2